Мистификации, осуществлявшиеся на глазах у знаменитого автора книг о Шерлоке Холмсе, легко вводили его в заблуждение, но вера в возможность общения с потусторонним миром не оставляла Конан Дойла. Какой урок нам извлечь из этого?
Источник: UNIVERSAL HISTORY ARCHIVE/GETTY IMAGES
21 марта 1919 года в маленькой квартире в лондонском районе Блумсбери собралась комиссия. Среди ее членов были исследователь паранормальных явлений, виконтесса, телепат, сыщик из Скотленд-Ярда и судмедэксперт.
«На протяжении многих лет я ездил по миру, разоблачая фальшивых медиумов и сеансы спиритизма, — объявил хозяин квартиры. — И вот наконец я столкнулся с настоящим медиумом».
Нижняя половина лица женщины, которая вслед за этими словами вошла в комнату, была закрыта вуалью. Она приступила к сеансу, в начале которого продемонстрировала способность к ясновидению.
Каждого из членов комиссии попросили принести с собой небольшую личную вещицу или написанное письмо. Перед тем, как женщина-медиум вошла в комнату, вещи положили в сумку, которую затем закрыли в ящике.
Медиум держала этот ящик у себя на коленях. Собравшиеся внимательно следили за ее действиями.
Женщина не только перечислила все предметы, что были внутри, но и детально описала их. Волшебным образом она узнала, что среди прочего там было кольцо, принадлежавшее покойному сыну исследователя паранормальных явлений, и даже прочитала, что на нем написано.
Конан Дойл считал, что его жена Джин способна вызывать духов во время сеансов спиритизма
| Источник: CULTURE CLUB/GETTY IMAGES
Следующим пунктом программы была материализация духа. Члены комиссии привязали медиума к стулу, освещение в комнате приглушили.
Медиум, как казалось, впала в транс, и у нее за спиной соткалась светящаяся туманная фигура — старой женщины, как позже утверждал один из членов комиссии.
Призрак проплыл по комнате — было впечатление, что он прошел медиума насквозь — и затем испарился сквозь стену.
Было ли это настоящим отсветом мира, лежащего за пределами нашего? Мнения членов комиссии разделились.
Имена большинства из них ничего вам не скажут, но вы наверняка слышали об исследователе паранормальных явлений: это был сэр Артур Конан Дойл.
Создатель Шерлока Холмса объявил, что демонстрация ясновидения произвела на него глубокое впечатление, но ему хотелось бы еще раз увидеть духа, чтобы убедиться в паранормальности этого явления.
Ныне Конан Дойл больше всего известен своими детективными рассказами, но этот знающий врач к тому же был знаменитым исследователем паранормальных явлений своего времени. Исследователем, который часто не хотел видеть, как у него на глазах происходит явная мистификация.
Широко известна история о том, как его одурачили фотографией, на которой были изображены дети в окружении маленьких фей. Он посещал сеансы спиритизма и заявлял, что был свидетелем того, как медиумы вступали в прямой контакт с духами умерших.
Сеанс с женщиной в вуали тоже в итоге оказался мистификацией. Но я, как психолог-экспериментатор и иллюзионист, считаю, однако, что одна из мистификаций, жертвой которых пал знаменитый писатель, позволяет нам понять истоки на первый взгляд необъяснимой доверчивости Конан Дойла. Да и не только его — многих из нас.
В каждом из случаев действовали иллюзионисты. В отличие от медиумов-спиритуалистов, они называли себя «честными обманщиками», которые демонстрируют свои трюки ради развлечения публики, и их аудитория прекрасно понимает, что видит отлично исполненные фокусы.
Могут ли мертвые говорить с живыми? Афиша фильма "Прав ли Конан Дойл?"
| Источник: LMPC VIA GETTY IMAGES
Многие иллюзионисты — включая одного из друзей Конан Дойла, Гарри Гудини, — с большим скептицизмом относились ко всему паранормальному. Некоторые из них даже занимались разоблачением фальшивых медиумов, как в интересах общественности, так и для саморекламы.
Первый случай, который мне хотелось бы разобрать, произошел с участием фокусника Уильяма С. Марриотта. Время, свободное от работы иллюзионистом, он посвящал разоблачению методов фальшивых медиумов.
Особенно его раздражали «фотографии духов» — и утверждения, что дух мертвого человека может быть запечатлен на фото. Он старался показать, что снимки, которые выдаются за настоящие, — это подделка.
И хотя такие спиритуалисты, как Конан Дойл, вполне допускали, что какие-то из фотографий могут быть, как сказали бы сейчас, фейком, они надеялись, что, внимательно контролируя процесс фотографирования и проявления, можно с помощью науки предотвратить мистификацию.
Аргумент Конан Дойла напоминал рассуждения Шерлока Холмса: «Когда вы отсекаете все невозможное, то всё, что останется, — это правда, какой бы невероятной она ни казалась».
Фотография с феями из Коттингли, в подлинность которой поверил Конан Дойл
| Источник: SSPL/GETTY IMAGES
5 декабря 1921 года Марриотт решил продемонстрировать, что «отсечь все невозможное» гораздо сложнее, чем хотелось бы верить Конан Дойлу.
План был такой: пригласить знаменитого писателя и еще трех свидетелей, чтобы те наблюдали за Марриоттом, как он снимает Конан Дойла и потом проявляет фотографии.
Приглашенная комиссия тщательно осмотрела фотоаппарат и затем следила, как Марриотт делает два снимка Конан Дойла.