Подростки менее склонны отвечать матерям, которые разговаривают командным голосом

 

29.09.2019г.

Подростки менее склонны отвечать матерям, которые разговаривают командным голосом

Ученые из Университета Кардиффа исследовали, как склонность к контролирующему поведению матерей влияет на эффективность коммуникации с их детьми-подростками. Работа опубликована в журнале Developmental Psychology.

 

Авторы провели эксперимент, в котором матерям раздавали абсолютно идентичные тексты инструкций, которые они должны были выдать. Тысяча испытуемых подростков в возрасте 14-15 лет (486 юношей и 514 девушек) рандомизированно распределили по группам, которые могли слышать, как мать произносит инструкции для детей-подростков. Тексты инструкций были абсолютно идентичны, при этом для одной группы их произносили в поддерживающе-доброжелательном тоне, для другой — в нейтральным, а для третьей — в директивно-командном.

После этого среди молодых людей провели опрос, выясняющий, что они чувствовали бы, если бы их собственная мать говорила с ними таким образом. 

Результаты показали, что тон голоса, выбранный матерью, существенно влияет на эмоциональную и поведенческую реакции подростков, а также на их личностное отношение к родителю. В большинстве случаев те юноши и девушки, которые слушали, как матери произносили реплики контролирующим тоном, реагировали на негативно. Нейтральный тон не вызывал раздражения, однако и мотивирующий потенциал реплик был невелик. На фразы, произносимые поддерживающим тоном, подростки реагировали как правило положительно.

«Если родители хотят, чтобы разговоры с их подростками приносили наибольшую пользу, важно не забывать использовать поддерживающий тон голоса. Родители легко забывают об этом, особенно если они чувствуют стресс, усталость или внешнее давление», — говорит ведущий автор работы доктор Нетта Вайнштейн. Ученые отмечают, что более замотивированный и ощущающий себя счастливым подросток склонен прилежнее работать и показывает лучшие результаты. Контролирующие высказывания, даже те, где контроль выражен только в тоне, вызывают ощущение давления и пытаются заставить или побудить человека к действию. Напротив, те, что выражают «поддержку автономии», помогают и подбадривают в том, чтобы самостоятельно делать выбор, уменьшая у детей стресс и чувство тревоги.  

Высказывания, которые зачитывали детям, касались школьной жизни, однако авторы полагают, что это частный случай общей тенденции. Соавтор исследования профессор Силке Полманн из Университета Эссекса отмечает: «Эти результаты прекрасно иллюстрируют, насколько значим наш голос и что выбор правильного тона для общения имеет решающее значение во всех наших беседах».

Авторы намерены провести еще исследования, показав физиологические реакции на разные типы тона голоса, что может дополнить текущие данные. Такие эффекты воздействия тона голоса, как частота сердечных сокращений или реакции на проводимость кожи, а также то, как долго они сохраняются, важны для рекомендаций, которые используют специалисты по работе с детьми. Кроме пользы для родителей, данные нужны для лучшей подготовки школьных учителей, так как использование более мотивирующего языка может повлиять на качество обучения школьников.

Naked-science.ru

family-port.ru