Доля сегмента госзакупок в первом полугодии 2019 года достигла максимума за шесть лет — 34,4%. Именно госсегмент стал драйвером российского фармрынка, так как на фоне падения доходов населения розничные продажи лекарств проседают.
Объем препаратов, реализованных на госзакупках, достиг максимума с 2012 года, когда составил только 32%. Доля коммерческого сегмента выросла с 68% в 2012 году до 68,7% в 2018 году, а в первом полугодии 2019 года — 65,6%, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные DSM Group.
В первом полугодии продажи лекарств в аптеках выросли только на 0,7%, тогда как по госзакупкам — на 27%. Глава DSM Group Сергей Шуляк объясняет это расширением ряда госпрограмм. С 2019 года по программе высокозатратных нозологий, на которую ежегодно выделяется около 40 млрд руб., Минздрав приобретает препараты не для семи заболеваний, как было раньше, а для 12, финансирование увеличили на 10 млрд руб.
Кроме того, в структуре продаж фармкомпаний на госзакупках заметно выросла доля региональных тендеров. В первом полугодии она составила 28%, тогда как за весь 2018 год было 20%. Глава DSM Group не исключает, что это связано с предвыборными кампаниями кандидатов в губернаторы ряда регионов. Основная масса избирателей — льготная категория граждан.
В целом за последние пять лет динамика роста продаж препаратов в России замедлилась в шесть раз, с 16% в 2013 году по отношению к 2012-му до 2,6% в 2018 году. Сокращается рост реализации продукции фармкомпаний в рознице, говорится в исследовании. Так, если в 2017 году этот показатель составлял 7,6%, то в 2018 году упал до 2,6%. По прогнозам DSM Group, в 2019 году рост объема реализации лекарств в аптеках составит еще меньше — примерно 1,7%.