Владимир Меньшов: «Неудобно живым классиком себя ощущать»

Владимир Меньшов: «Неудобно живым классиком себя ощущать»

Владимир Меньшов снял всего пять фильмов. Зато каких!

О популярности картин «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби» многим режиссерам остается только мечтать. Он в числе избранных — «Оскар» тому подтверждение. На днях любимому режиссеру страны исполнилось 80 лет.

— Владимир Валентинович, с каким настроением встретили столь солидную дату? Юбилей же штука в общем-то тяжелая и, наверное, неприятная.

— Вы правильно ответили на свой вопрос — тяжелая и неприятная. Но что должно, надо исполнять, я не вижу возможности избежать этого. Да, некоторые просто сбегают накануне собственного юбилея. Я не могу. Это уже не только мой праздник — целого круга людей, которые будут несколько разочарованы, если не дам им возможности каким-то образом этот праздник со мной отметить.

— То есть вы — заложник ситуации, а не триумфатор, ожидающий признания заслуг, государственных наград и поздравления президента?

— Да, я заложник и юбилей свой встречаю крайне удрученно, прямо скажу. Но уж надо вытерпеть, ничего не поделаешь.

— Пять лет назад, когда отмечали полуюбилей, вы тоже были мрачно настроены и даже пытались подводить некие итоги. Подумалось тогда: не рано ли?

— Средний срок продолжительности жизни в нашей стране я уже давно пережил, поэтому отношусь нормально к вопросу подведения итогов. А вообще я — как воплощенный лозунг Чуковского, который говорил, что в России надо жить долго, — теперь на личном примере могу это подтвердить. Потому что даже пять лет назад того состояния, которое испытываю сейчас, у меня еще не было. То ли новое поколение подросло, то ли еще что-то — честно говоря, социологического опроса я не устраивал. Но вижу, что я как бы ухожу в легенду со своими фильмами (по крайней мере, с двумя), становлюсь какой-то легендарной личностью. Крайне мне это неудобно таким вот живым классиком себя ощущать, но это уже реальность, это уже то отношение, которое, как я вижу и чувствую, ко мне испытывают со стороны.

— А как думаете, за что вас можно не любить?

— За многое. Недостатков у меня более чем. Человек я нелегкий, крутой. Кто меня знает, принимает таким, какой я есть, тем со мной легко и просто. А для малознакомых я — ершистый, колючий. Неудобный.

— Но живому классику, наверное, пристало быть несколько иным.

— Да, приходится и одергивать себя, и сдерживать, не столь свободно себя вести. Все это относительно, как вы понимаете, но тем не менее некую зависимость свою, почти как алкогольную или наркотическую, я уже ощущаю.

— С этим ощущением сейчас повторили бы свой скандальный поступок на премии MTV, когда отказались объявлять лучшим фильм «Сволочи» и в знак протеста покинули церемонию?

— Никаких сомнений. Нет, то, что я себя сдерживаю и в чем-то ограничиваю, не имеет отношения к таким принципиальным вещам. Это был не какой-то скандальчик для того, чтобы на меня обратили внимание. Я сказал о тех вещах, которые меня глубоко задевают и оскорбляют. То есть ситуация была совершенно однозначная для меня. И где бы это ни происходило, на каком бы уровне, хоть в Кремле, я бы все равно высказался и вышел из зала. По-другому я вести себя не мог и сейчас сделал бы то же самое. Потому что фальсификация истории, под каким бы соусом она ни подавалась, всегда задевает меня очень болезненно. А уж тем более фальсификация истории Великой Отечественной. Уж этой темой — пересмотром итогов войны и наших по ней позиций — должны заниматься действительно серьезные люди и очень серьезно. Поверхностный взгляд она не терпит.

— Сами бы рискнули снять картину о войне?

— Не в таком объеме, как «Освобождение». И даже не в том, что снимает Михалков. Драма идей меня сейчас больше занимает, нежели что-то иное. В свое время, например, был спектакль «Фронт» по пьесе Корнейчука, которая произвела очень мощное впечатление, все театры ее ставили. Там не было боев. Но там было схлестывание двух отношений, двух командармов, двух маршалов нового и старого типа. Может, что-нибудь такое я бы и снял. Войну такую, знаете, кабинетную.

— А о чем сейчас надо снимать, как думаете?

— Каждый день на этот вопрос можно отвечать по-новому, и каждый человек будет отвечать по-разному. Я могу говорить только о том, что мне кажется интересным. Но это, судя по всему, не кажется интересным продюсерам, спонсорам. Тут есть некое противоречие...

Ксения Позднякова.

Фото: Агентство «МОСКВА» /К. Зыков

mirnov.ru